Звуковой анализ слова. Составление схем.


Живем мы на Украине, мой ребенок ходит в обычный детский сад и учится по утвержденной государственной программе  образования. В программу образования детского сада и начальных школ входит обучение составлению звукового анализа слова (составление схем слов). Причем ребенок даже не умеющий читать должен составлять такие схемы. Для меня как для мамы дошколенка стал вопрос не только как увлечь малышку составлением схем, но и как самой разобраться с правилами составления. На сегодня дочка (и я вместе с ней) довольно хорошо складывает схемы, хочу и с другими мамочками поделиться своим опытом.


Звуковой анализ слова. Экскурс для родителей.

Основные правила составления звуковой схемы слова:

  • Гласные буквы обозначаются кружочками (большими точками),
  • Согласные твердые – одной полоской (черточкой),
  • Согласные мягкие – двумя полосками (двумя черточками).
  • Согласная становиться мягкой, если после согласной буквы стоит смягчающая гласная – И, Я, Ю, Е, Е или мягкий знак Ь.

Например, МЫШКА - . - - . МИШКА = . – - .

  • Существуют и исключения из правил. Так согласные Й, Щ, Ч всегда мягкие, а Ж, Ш, Ц всегда твердые.
  • Некоторые буквы составляют два звука после гласной, мягкого или твердого знака, а также в начале слова обозначаются:

Я – состоит из звуков ( Й А), схематически это выглядит так = .

Ю – (Й У), схематически = . Е – ( Й Э), схематически = . Е – ( Й О), схематически = .

Например, ЯБЛОКО = . – - . – . ЮЛА = . – . ЕЖИК = . – . -

1 Этап. Когда с ребенком начинаете с ребенком учить буквы и звуки, постепенно нужно знакомить малыша с понятием гласные и согласные звуки. Чаще всего в садике говорят, что гласные можно петь, а согласные невозможно. Хотя моя дочь долго и упорно доказывала мне, что согласные звуки можно петь. Не замечая даже, что в конце каждого согласного добавляла гласный и так протягивала звук. Поэтому нам пришлось заучить чаще всего встречающиеся гласные звуки. Со временем она уловила разницу и теперь понимает, что такое петь звуки.

Когда ребенок легко может отличить согласные звуки от гласных, смело знакомьте его с понятием мягкий и твердый согласный.

 

2 Этап. Считается, что составление схем слов способствует развитию навыков чтения. От себя могу сказать, чем лучше ребенок читает, тем легче и точнее складывает схемы слов. Поэму с уверенностью не скажу, что чему больше способствует.

Самое сложное для малыша, как при чтении, так и при составлении схем это когда в слове встречаются рядом два согласных. Поэтому для начала составляйте схемы простых слов, состоящих минимум букв – ДОМ, КОТ, САД. Затем – КОРОВА, СОБАКА, ЧЕЛОВЕК. И только потом СТОЛ, ЛОЖКА, БЕЛКА.

 

Играем с детьми и составляем звуковой анализ слова.

Для занятий с ребенком необходимо сделать карточки (см. рисунок выше). На листе картона рисуем обозначения звуков, достаточно по 10 каждого вида. Размер карточек не имеет значения.

Игра 1. Перемешиваем карточки и переворачиваем тыльной стороной. По очереди берем карточку. Называем слово, начинающее на звук соответствующий картинке. Например, попалась карточка с кружочком, называете слово АНАНАС, с одной полоской – СТУЛ, с двумя – МЯЧ. Если правильно ребенок назвал слово – карточку берет себе, нет – кладет в общую стопку. У кого больше карточек в конце игры тот и выиграл.

 

Игра 2. Для этой игры понадобятся маленькие игрушки (можно из киндер-сюрприза). С двух сторон стола размещаем по игрушке. Между игрушками выкладываете из карточек слово. Разбираете это слово с малышом. Спросите у ребенка какая первая буква в слове, какая последняя, как та или другая обозначается. Где в слове гласная, как она обозначается. Убедились, что ребенок понял схему – разбираете мостик и предлагаете малышу его отремонтировать.

История для ребенка: Игрушки большие друзья, но живут на разных берегах речки. Берега речки соединены волшебным мостиком из карточек. Прилетел злой волшебник и сломал мостик (или подул сильный ветер). Помоги друзьям построить мостик. Для этого нужно сложить из карточек волшебное слово, которое поможет соединить два берега реки.

Когда малыш научится самостоятельно складывать схемы слов, сразу предлагайте ребенку сделать мостик.

 

Игра 3. Участвует минимум два игрока (мама и ребенок). Мама говорит слово, а малыш складывает схему этого слова. Затем мама и ребенок меняются ролями. Если верно сложена схема, тогда игрок составивший схему зарабатывает очко. Нет – очко зарабатывает игрок загадавший слово, но только в том случае если найдет ошибку в схеме. У кого больше очков тот и выиграл. Дорогие родители не забываем ошибаться и дать ребенку шанс почувствовать себя САМЫМ умным.

Звуковая схема слова в примерах:

Лес = . –                      Мак  – . –                                  Ежик  = . – . –

Осень . = . =               Йод – . –                                 Яблоко  = . -  – . – .

Юла = . – .                   Дуб – . –                                    Кот – . –

Дверь  -  = . =           Ящерицы = . = . = . – .      Экран . –  - . –

Енот  = . – . –              Шмель = = . =                    Печать = . = . =

Еж = . –                        Ручка  – . = – .                      Заяц – . = . –

Косточка  – . -  – . = – .                       Вечный = . = – . =

 

Похожие записи:

Звуковой анализ слова. Задания.
Задания для подготовки ребенка к школе
Учимся читать по слогам

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. В можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.
Комментарии (61)
  1. svetlana:

    Ищите схему слова? Не можете сами разобраться? Пишите слово в комментариях и сделаем это вместе :)

  2. svetlana:

    ДОМ – . -
    КОТ – . -
    САД – . -
    КОРОВА – . – . – .
    СОБАКА -. – . – .
    ЧЕЛОВЕК = . – . = . -
    СТОЛ – - . -
    ЛОЖКА – . – - .
    БЕЛКА = . – - .

  3. svkostya:

    мама, дом, зима, дорога, конь

  4. Natalia:

    Осень, Тополь,Чуть

  5. anastasia:

    слова на схемы

    =.-.

    -.-.

    • svetlana:

      Давно не смотрела комментарии, а зря :(
      Думаю для Анастасии уже не актуально, но может кому-то другому пригодится.

      =.-. зима, лето, перо, дело, кино
      -.-. лото, рога, вода, мука, луна

  6. akvin1231:

    колос; голос; кошка; ложка

  7. anton_bukhtiyarov:

    игла, мишутка

  8. Mileni:

    помогите голосовой анализ слова: петух?

  9. lilibelous:

    помогите сделать анализ в словах – стул, лошадь?

  10. lilibelous:

    спасибо, нужна еще помощь в словах
    слон
    ноты
    банка

  11. akvin1231:

    помогите сделать звуковой анализ слов и разбить на слоги: солнце, цвет, львица, цапля

  12. MagnatSL:

    Помогите, пожалуйста, разобраться с этими схемами:
    https://dl.dropbox.com/u/53145445/1.jpg

    Заранее спасибо!

  13. Nadya:

    Помогите , пожалуйста, нарисовать звуковую схему слова крокус на укр. языке

  14. vishenka:

    помогите со словами лист, дерево, колос, улий

  15. vishenka:

    помогите пожалуйста оочень срочно нужно

  16. vishenka:

    огромное спасибо….но слова не подходят=(((задание по картинкам подобрать схемы..поможите?

  17. vishenka:

    отправила задание 62. помогите пожалуйста

  18. ILONA111:

    голосовой анализ слова в украинском языке:
    світає, ім’я, Люда, ряд, літнє, диня, Галя

  19. mexanikka:

    помогите сделать анализ к словам стакан чайник чашка ваза конфеты торт

  20. Ira:

    Помогите пожалуста составить
    звуковую схему к слову банка,сова,ворона,лопата

  21. vesnushka:

    Помогите пожалуйста составить звуковую схему к словам голубь, стриж

  22. yulia:

    Помогите пожалуйста сделать звуковые схемы слов и разбить по слогам: ёжик, ручьи, съезд, лето, якорь, ёлка, чудо, ветер, подъезд, платье.

    • svetlana:

      Извините на канукулах уезджали. Не было ни интернета ни компьютера рядом. Ели еще нужно то, пожалуйста:

      ежик = . – . -
      ручьи – . = = .
      съезд – = . – -
      лето = . – .
      якорь = . – . =
      елка = . – - .
      чудо = . – .
      ветер = . = . -
      подъезд – . – = . – -
      платье – - . = = .

  23. yulia:

    Светлана вы наверное не пооможете?

  24. Natali S:

    Помогите составить звуковую схему слова Элеватор

  25. Maher:

    помогите. нам задали слово – забор. Я написала с ребенком -.-.- не разбивая на слоги тк считала что все слово забор это есть корень. Воспитательница разделила на слоги -./-.- ? Не понимаю чем руководствоваться при разборе слов на слоги при звуковом анализе?

  26. limtania:

    подскажите схема слова СВИТЕР, правильно сделана
    _=._._ ?

  27. limtania:

    помогите сделать анализ в слове обезьяна, спасибо

  28. angelina:

    помогите,пожалуйста,слова:яма,вишня,вьюга

  29. alia:

    Cкладіть і запишіть речення зі словом,до якого підходить схема _•_=•

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.